GregTech 6 (1.7.10) — Литьё и плавление

GregTech - гайд по литейному делу

Версия: 6.05.05

Эта статья посвящена литейному делу и работе плавильного тигеля. Здесь описано то, как он работает, как правильно использовать формы и как получить металлические изделия. В процессе может понадобится информация о том, на сколько тяжелый предмет, из каких материалов состоит и какая температура нужна для его плавления. Все это можно узнать из контекстной информации. Для включения подробного режима нажмите сочетание клавиш F3+H и наведите на предмет в инвентаре.

Введение

Плавильный тигель представляет из себя чан, устанавливаемый над источником тепла. Вместимость составляет 16 единиц сырья и один стак материала. По мере нагрева он плавит содержимое и разрушается сам если не рассчитан на такой градус. Результатом является расплавленное вещество, которое можно вылить в форму и получить тот же слиток или другой предмет.

Источник тепла

Что бы что то расплавить, для этого нужно это нагреть. Есть несколько устройств для получения тепла. Все они нагревают блок над собой и не имеют интерфейса:

  • Нагревательная печь (Burning box). Испускает тепло с верхней стороны. Клик ПКМ по лицевой стороне с топливом в руке сложит его внутрь, а огниво подожжет (ПКМ). Для работы требует пустой блок перед собой для доступа к воздуху/кислороду. Для непрерывного поддержания огня можно поставить воронку к торцу для загрузки топлива. Существует три разновидности:
    • Твердотопливная: Использует уголь, палки, бревна и другие горящие предметы. В качестве побочного продукта производит пепел, который обязательно нужно собирать вручную (ПКМ пустой рукой) или автоматически с помощью тех же труб BC или воронки снизу. Если стоит выбор между бревнами и досками, топите бревна, это дешевле.
    • На жидком топливе: Работает на горючей жидкости.
    • Газовая: Работает на горючем газе.
  • Электрический нагреватель (Electric Heater): повышает температуру тигеля с лицевой стороны за счет электроэнергии. Можно изменить направление передачи тепла гаечный ключом.
  • Флюкс-нагреватель (Flux Heater): использует RF энергию для нагрева. Сторону передачи тоже можно поменять ключом.

Агрегаты могут быть собраны из разных материалов и каждый из них имеет свою эффективность (КПД). Отдельным показателем является мощность, выражаемая в HU/t (тепловые единицы в тик). Существует еще «крепкая» версия нагревателя. Для его создания потребуется компрессор. Время горения топлива увеличивается в 4 раза.

Техника безопасности

  • В радиусе 4-ех метров активный нагреватель может вызывать возгорание предметов. Поэтому лучше построить каменную площадку и убрать любые деревянные объекты.
  • Прикасание к работающей печи или нагретому тиглю вызывает ожоги и наносит урон.
  • Если элемент или материал достигает точки кипения (смотрите описание предмета), то он испаряется и наносит урон всем окружающим существам с риском возгорания блоков.
  • Перекрытие кислорода для печи не вызывает моментальное тушение огня внутри. Наличие блока с лицевой стороны запрещает сжигание следующей единицы топлива, но уже «горящий» предмет сгорит до конца. Это означает, что очень энергоемкое топливо будет еще долго гореть даже без доступа к воздуху. Использование палок, досок и лигнита сделает этот способ отключения гораздо безопаснее. Помните об этом.
  • Демонтаж гаечным ключом моментально разберет печь и все ее содержимое выпадет на землю вместе с ней. Это быстрый и действенный способ со своими недостатками: лишние телодвижения, пропажа уже горящего топлива, износ инструмента.

 

Нагревательные печи
материал КПД мощность время горения угля мощность (плотный) время горения угля(плотный)
Свинец 50,0% 16 HU / т 125 сек. 64 HU/t 31,25 сек.
Висмут 45,0% 20 HU / т 100 сек. 80 HU/t 25 сек.
Бронза 75,0% 24 HU / т 83.3 сек. 96HU/t 20,8 сек.
Инвар 100,0% 16 HU / т 125 сек. 64 HU/t 31,25 сек.
Стали 70,0% 32 HU / т 62,5 сек. 128 HU/t 15,6 сек.
Хром 85,0% 112 HU / т 17.85 сек. 448 HU/t 4.5 сек.
Титан 85,0% 96 HU / т 20,8 сек. 384 HU/t 5.2 сек.
Вольфрам 95,0% 128 HU / т 15,6 сек. 512 HU/t 3,9 сек.
Вольфрамовая сталь 90,0% 128 HU / т 15,6 сек. 512 HU/t 3,9 сек.

 

Энергоемкость твердого топлива
Топливо HU Пепел
Древесный уголь 40 000 Малый пепел
Каменный уголь 40 000 Небольшой темный пепел
Коксовый уголь 80 000 Небольшой темный пепел
Лигнит 10 000 Крошечный темный пепел
Бревно 20 000 8 крошечный пепел (не уверен)
Доски, древесные опилки 2500 крошечный пепел (не уверен)
Палка 1250 4 * 1/72 пепеа (не уверен)
Торф 50 000 пепел
Битумный торф 120 000

Тигель

Выбор материала для тигеля является очень важным вопросом, так как он может расплавиться при высоких температурах и превратиться в лаву. Этот градус определяется по точке плавления металла, умноженной на 1,25. Установите котел со стороны излучения тепла и киньте в него руду, металлические инструменты или любые другие предметы (пыль, разбитая руда, детали и прочее). Вместимость составляет 16 слитков/порошка или 144 самородка. ВНИМАНИЕ! Все предметы, помещенные в переполненный тигель пропадут. Включенный подробный режим будет дополнительно показывать температуру плавления и вес при наведении на предмет в инвентаре. Нагревание 100кг сырья на 1К требует 1 HU.

Пример: висмутовая твердотопливная печь имеет мощность 20 HU/t (400 HU/сек.). Над ней стоит каменный котел (777кг) с 2-мя блоками золотой руды (2*111 = 222кг)  Каждую секунду этой массе в 1000кг передается 400 HU. (100кг * 400 HU/сек.)/1000кг = 40 К/сек. Не забывайте про массу котла. Она очень сильно влияет на скорость нагрева. Без него градус тех же 222кг будет подниматься на 182К/сек. Вопрос, зачем углубляться в расчеты? Дело в том, что единственный способ узнать количество «Кельвинов», это термический сенсор, который далеко не в начале игры станет доступен для сборки. Поэтому контроль происходящего ложится на вас и ваше понимание этой механики. Не поленитесь, посчитайте примерное время для нагрева до точки плавления сырья и самого котла.

Для подсчета времени понадобится еще один показатель — начальная температура. Она не равна нулю и зависит от окружающей среды (биомов) В среднем составляет около 300К. У реки к примеру это 294К, а в пустыне 309К.

Необходимость снизить температуру — обычное дело. Есть несколько вариантов:

  • Погасите огонь в нагревателе. Установка блока с лицевой стороны перекроет доступ к кислороду и погасит пламя (может не сработать). Температура будет падать на 2К/сек.
  • Если есть еще руда на переработку, то закиньте ее. Общий вес увеличится и общая температура упадет. Это более быстрый способ остывания. Если сырья под рукой нет, то ее заменит тот же булыжник.
  • Всегда можно просто разобрать нагреватель, если ситуация уже сильно наколилась и требует срочного решения.

Пресс-формы

Расплавленный металл получен. Теперь его нужно вылить в форму, что бы получить конкретный предмет. Устанавливаем рядом с тиглем и берем зубило. Нажатие ПКМ по центральной части делает выбоины, образуя очертания будущего изделия. Будьте аккуратны, выбитый сегмент нельзя вернуть обратно.

Пример формы для литья gregtech

Определенная фигура соответствует отдельной детали. Ниже приведен список схем. Расположение самой схемы внутри квадрата 5х5 не имеет значения. Пример: для болта нужно выбить 2 смежных клетки и не имеет значение, будут ли они на краю или в центре, повернуты в одном направлении или другом. Главное, что это будут 2 соседних квадрата. Некоторые схемы не симметричные и их можно расположить зеркально (например топор).

Для каждой детали нужно разное количество материала. Оно указано рядом с названиями ниже в скобках. Измерение в единицах.

Схемы:

Отливка формы

Если все сделано верно и сырье расплавилось, то нажатие ПКМ по форме около чана перельет металл и вы получите изделие. Если в чане больше одного типа материала, то первым выльется тот, что имеет более высокую точку плавления, чем другие. Не забудьте выключить нагреватель, что бы температура тигеля не достигла критической величины. ВНИМАНИЕ! Форма тоже может расплавится, поэтому выбирайте ее материал обдуманно. Если схема была сделана неверно, то в результате получатся самородки в том же количестве, что и выбитые сегменты на форме. После переливания металла дождитесь полного остывания (-100 К/сек) или используйте клешни. Иначе получите урон от ожога. Полный комплект защитного костюма из IC спасет от увечий.

Это конец для создания колец, болтов и прочих деталей, но не для инструментов. Создав заготовку остается ее заточить:

  • Первый вариант, использовать точильный камень. Установите его на землю, кликните ПКМ с песчаником в руке. Возьмите в руку тупую заготовку и кликните ПКМ по стойке. Инструмент готов. Недостатком такого способа является стоимость сборки — 8 стали.
  • Второй вариант — напильник. Положите его в центральный слот поля крафта, а в первый слот саму заготовку. Результатом станет острый инструмент, но ценой прочности напильника. Если не получается, то либо не в те слоты положили компоненты, либо материал (уровень) напильника ниже уровня болванки.

Полученный компонент соедините с обычной палкой. Для некоторых материалов деревянная ручка не подходит.

Литье блоков

Если нужно создать сразу целый блок, то следует установить на тигель кран и под него поставить бассейн. Все так же не забывайте про материал. Иначе расплавленный металл сделает дырку и оставит ни с чем. Механика такая же как и с формами. Плавим сырье, кликаем ПКМ по крану и забираем блок (снова ПКМ). Если материала не хватило, то кран не срабатывает.