GregTech 6 (1.7.10) — Паровой век

GregTech - гайд по паровому веку

Версия: 6.05.05

Паровые технологии, это первые зачатки современной цивилизации. Автоматизация и грубая сила механизмов не заменима для развития промышленности и освоения новых материалов. Примечание: познания в этой области из GregTech 5 и ниже не актуальны.

Генерация пара, RU, KU, GU и даже RF

На этом этапе паровая движущая сила станет основой всей промышленности. Без нее не обойтись, она является эквивалентом энергии или тепла для работы механизмов.

Steam

Для производства пара соберите бронзовый паровой бойлер (Steam Boiler Tank). Он по подобию тигля накапливает тепло от внешних источников и испаряет воду внутри себя. На генерацию 160 литров пара затрачивают 1 литр воды и 80 HU (в одном ведре 1000 литров). Установите бойлер на нагревательную печь или ее аналог. Подключите трубу для подачи воды. На первое время можно обойтись воронкой. Она позволяет вручную заливать жидкости в емкости и механизмы, такие как бойлер и бочки. Установите воронку на бок установки (сверху будет мешать) и залейте воду ведром через нее. Сверху находится отверстие для выхода пара. Подведите к нему трубы (подходят и трубы BC) для отвода пара. С лицевой стороны есть барометр. По мере нагрева давление увеличивается и стрелка приходит в движение (индикация исправной работы). В зеленой зоне механизм начинает производить пар. ВНИМАНИЕ! Высокое давление вызывает взрыв. Не заливайте воду в раскаленный бойлер, давление быстро подскочит до критической величины. Не используйте мощные нагреватели на более слабых бойлерах, иначе будет непрерывный рост давления. Следите за уровнем пара. Если бойлер переполнен,то даже с подходящим нагревателем будет происходить повышение давления вплоть до взрыва. В зависимости от материала, агрегат имеет разные характеристики:

  • Лимит скорости получения тепла (HU/t).
  • Максимальный запас тепла (HU).
  • Скорость генерации пара (Steam/t).
  • Максимальная вместимость пара (L).
  • Температура плавления (K)

RU

Соберите бронзовую паровую турбину. Она использует пар для создания энергии вращения (RU), которая нужна для работы механических устройств. У турбины с одной стороны виден ротор с лопастями для передачи энергии (вентилятор), с противоположной стороны отверстие для приема пара. Соедините его с бойлером с помощью жидкостных труб GregTech или других модов. В процессе работы образуется побочный продукт — дистиллированная вода, вытекающая с оставшихся сторон в трубы или емкости. 200 литров пара конвертируются в 100 RU. В зависимости от материала изготовления различаются и характеристики:

  • Оптимальная скорость приема пара (Steam/t). Рядом в скобках указан допустимый интервал.
  • Скорость генерации вращательной энергии (RU/t). Колеблится в зависимости от прошлого показателя.
  • Эффективность (КПД %).

На более поздних стадии игры можно воспользоваться электрическим мотором. Он преобразует EU в RU с эффективностью 50%. Есть еще флюкс-мотор на RF энергии с тем же КПД.

KU/RF

Альтернативой турбине является двигатель. Он точно также работает от пара, но для выработки кинетической энергии (KU). Она менее распространена и используется для функционирования дробителя, просеивающей машины, компрессора и других. Передает энергию со стороны ротора (синяя точка), с противоположной стороны принимает пар. Образуемая дистиллированная вода автоматически выталкивается в трубы или емкости с оставшихся сторон. 200 литров пара конвертируются в 100 RU. Кроме того двигатель способен генерировать RF энергию, если оборудование перед ним использует ее. В такой ситуации КПД падает на 50%. Следующие характеристики зависят от материала:

  • Оптимальная скорость приема пара (Steam/t).
  • Вместимость бака для пара.
  • Приблизительная скорость генерации поступательной энергии (KU/t).
  • Емкость внутреннего аккумулятора.
  • Эффективность (КПД %).

Есть и флюкс-двигатель для преобразования RF в KU. После появления электроэнергии можно будет собрать электрический двигатель для генерации KU.

Виды энергии и её эффективность

Если посмотреть на рецепты NEI, то будет видно, что требуется энергия GU. Это относительные единицы, в которые автоматически преобразуются другие типы (RU, KU и т.д.) в соотношении 1:1. Подведем итоги предыдущего раздела:

  • Устанавливаем нагреватель для генерации HU.
  • Сверху ставим котел, который преобразует тепло HU и воду в пар.
  • Подводим пар к турбине. Она конвертирует пар во вращательную энергию RU и передаст ее к блоку перед собой.
  • Для KU используется двигатель вместо турбины с использованием того же пара.
  • Механизм, станок или другое устройство, работающее на KU,RU или иной энергии принимает ее через вход. Для RU это круглое отверстие с металлическим кольцом (чаще всего сзади). А для KU это квадратное отверстие с металлическими отметинами (чаще всего верхняя сторона). Оборудование уже внутри себя конвертирует энергию в GU. В конце концов выполняет свое прямое назначение: дробит, просеивает, смешивает и т. д.

Разновидности энергии:

  • HU — тепловая. Создается в нагревательных механизмах. Вы уже знаете, как они работают и где их можно применить, но это далеко не весь список..
  • KU — кинетическая. Образуется поступательным движением поршня в двигателе. Необходима для работы дробителя, просеивающей машины, компрессора и других машин.
  • RU — вращательная. Очень важна, так как используется во многом базовом оборудовании. Поэтому наличие нескольких хороших турбин имеет решающее значение в начале игры.
  • EC — электрическая. Используется на более поздних этапах (в электрическую эпоху). Вы знакомы с ней, если уже знаете Industrial Craft. Но учтите, что эти знания дадут только общее представление о механике электричества, потому что GT меняет довольно многое.
  • MU — магнитная. Это менее распространенный тип энергии, но рано или поздно столкнетесь с ним.
  • LU — лазерная. Как и магнитная, используется на позднем этапе для лазерных установок.
  • QU — квантовая. Энергия далекого будущего.

Перед тем как решать, каким образом установить механизм и подключить какую-либо энергию, посмотрите в описание. Характеристика Enegry IN сообщает не только об оптимальной мощности снабжения, но и о типе энергии. К примеру, бронзовый компрессор принимает 32 KU/t, из чего следует, что нужен паровой двигатель для генерации кинетической энергии в количестве 32KU/t.

Для уточнения смысла характеристики «Эффективность» сформулируем определение: это коэффициент полезного действия, который показывает в процентах величину используемой энергии/ресурса. Если КПД — 80%, то это значит, что 20% пропадает зря. В случае топлива это будет означать более быстрое сгорание на 20%. Начнем с нагревательных печей. Разные материалы изготовления дают разную производительность. Например титановая печь имеет очень высокую мощность, но учитывая ценность титана, низкий КПД (85%). При этом есть более интересный вариант — инваровая печь. У нее меньше мощности, но зато работает без потерь (100%). Зачистную лучше отдать предпочтение эффективности и поставить пару печей, чем использовать одну мощную с низким КПД.

Этот принцип эффективности применим почти ко всем механизмам. Не пренебрегайте расчетами, они сэкономят вам ресурсы и время. Не игнорируйте характеристики механизмов и чаще читайте контекстное описание предметов. Например, если генерируемого пара не хватает для полноценной работы двигателя, то он будет выдавать не ту мощность, которую бы хотели. А если вообще меньше минимума, то не будет работать. Также не забудьте про сам бойлер. Создали мощный образец, но при этом задействуете только малую часть мощности? Ждите взрыв! Пар скапливается быстрее, чем он передает его в систему. Бойлер переполняется и давление постепенно растает вплоть до критического уровня. Именно поэтому нужно уделять время для расчетов. В ситуации с котлом можно воспользоваться вместительным хранилищем для жидкости и применить его как буфер. Зажгли печь, накопили в емкости много пара и отключили.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Используйте автоматически выключатели для экономии энергии. Если работы для установки нету, то она не будет потреблять энергию. Подробнее об этом в данной статье.

Трубы

С появлением первых механизмов приходят и первые зачатки автоматизации. Без труб это сделать крайне трудно. Большинство оборудования имеет стороны для приема и передачи. Они обозначены отверстиями разной формы со стрелочками внутрь или наружу (от отверстия). Трубы способны передавать предметы или жидкости на расстояние от одного агрегата к другому через эти стороны. Для демонтажа используйте гаечный ключ. Им же нажатием ПКМ создаются и убираются соединения с механизмами и другими трубами.

Жидкостные трубы

Они передают жидкости и газ. Принцип работы схож с трубами Build Craft. Если есть непрерывное соединение между точкой приема и передачи, то материал начинает перетекать по трубам. Могут появится трудности при взаимодействии с элементами из других модов. Пример, бак BuildCraft сможет принять из труб GT жидкость или газ, но не передаст обратно, т.к. не имеет автоматического извлечения/выливания. Настоятельно рекомендуется изучить резервуары GT в этой статье если еще этого не сделали. Они могут хранить большие объемы и автоматически выливают жидкость в отличии от хранилищ BC и RC (RailCraft).

Характеристики:

  • Проводимость (Bandwidth)(L/t) — определяет количество литров (L), передаваемых за один тик (1/20 секунды).
  • Объем (Capacity)(L) — сообщает о том, сколько литров может уместиться в трубе.
  • Максимальная температура (K) — отображает порог, после которого труба разрушится. Очень важный параметр для расплавленных материалов.
  • Доступные виды передаваемых ресурсов кроме жидкостей — обозначен в виде оранжевого списка в контекстном описании. Например, деревянная труба может работать только с жидкостью, медная сможет кроме этого передать газ, а адамантиевая способна еще и плазму с кислотой перелить.

Предметные трубы

Они работают как и жидкостные трубы. Принимают от механизмов предметы и передают их в подключенные инвентари. Транспортировка происходит моментально. Чтобы насильно отправить предметы в систему труб по аналогии с деревянной трубой BC, можно использовать воронку. Основным параметром является проводимость (Bandwidth). Она выражается в кол-ве предметов, передаваемых раз в секунду.

По умолчанию передача происходит до ближайшей точки. На первом рисунке снизу в первую очередь предметы из воронки попадут в левый сундук из-за того что он ближе других. Когда он будет переполнен, все предметы пойдут в средний. Для того чтобы изменить приоритет, нужно применить ограничительные трубы. Они снижают приоритет своего ответвления до минимума. Это означает, что в первую очередь предпочтение будет отдано веткам без ограничительной трубы, даже если инвентарь за ними в разы дальше. Между ограничительными трубами приоритет определяется следующим образом: первым будет тот инвентарь, на пути к которому меньше всех ограничивающих труб. На втором рисунке порядок будет обратным, т. к. перед левым сундуком 3 сегмента, а перед правым всего один. Если у среднего сундука поставить обычные трубы, то он станет первым в очереди.

Пример работы ограничительных труб GregTech

Второй пример работы ограничительных труб GregTech

Hazmat костюм и первая резина

Давайте теперь создадим Hazmat комплект, который поможет еще больше сблизиться с техникой GregTech. Это снаряжение добавляет IndustrialCraft и в русском варианте звучит как «Защитный костюм». Получение компонентов может вызвать трудности, поэтому нет ничего страшного если отложите это на потом.

Cделайте двигатель для генерации KU и подключите к нему соковыжималку (подойдет бронзовая). В нем мы сможем получить из частей дерева гевеи (листьев, саженцов, латексажидкий латекс, который в последствии станет резиной.

Для производства грубой резины из латекса понадобится коагулятор (Coagulator), для сборки которого нужна нержавеющая сталь. Она состоит из железа (5), никеля (2), хрома (1) и марганца (Manganese) (1). Некоторые из них может посчастливиться найти в подземельях и сокровищницах. Месторождение никеля с не очень большим шансом может повстречаться на высоте 10-40. Хром содержится в рубиновой руде (жила красного камня на высоте 10-40). Марганец составляющая жилы с Grossular/Spessartine/Pyrolusite/Tantalite. Для получения нержавейки выплавите инвар из железа и никеля. Затем отдельно добавьте хром и марганец, иначе сочетание хрома и никеля создаст Kanthal.

Установите коагулятор со стороны выхода соковыжималки. Для его работы не нужна энергия, только время.

Остается только смастерить весь костюм от ботинок до шлема. Он защитит вас от любого термического воздействия во время работы с литьем и нагретыми механизмами. Также в нем можно спокойно брать из формы выплавленные предметы не используя клешни. Кроме всего прочего он защищает от радиации. Прочность одежды не уменьшается от перечисленных действий и ситуаций, но ломается как и другая броня при получении урона.

Кальцификация

Кальцификация является следствием  кипения обычной воды. Она считается грязной и ее использование в бойлере вызывает отложение кальция на стенках агрегата. Его эффективность постепенно, но верно снижается уменьшая выработку пара на то же кол-во тепла. В любой момент можно проверить состояние стенок с помощью лупы (даже во время нагрева и работы).

Что бы очистить поверхность, нужно в отключенном состоянии (давление ниже зеленой зоны) применить зубило. Если котел все еще горячий, то берегитесь сильных ожогов и даже мгновенной смерти! Защитный костюм сможет защитить от температуры. Второй вариант очистки, снять и поставить механизм обратно с помощью гаечного ключа.

Для избежания данной проблемы используйте дистиллированную воду. На раннем этапе игры проще всего взять ее из паровых двигателей и турбин в виде побочного продукта. В этих установках вода генерируется из пара, возвращая 80% потраченной жидкости. Т.е. если в бойлере потратить 5 ведер воды и использовать весь пар, то на выходе останется 4 ведра воды.

Подготовка к следующему этапу

В процессе освоения паровой энергии вы захотите задействовать самые разные механизмы. Посетите эту статью и узнайте о том, какие паровые машины вы сможете сделать и какие преимущества они дадут. Следующий этап подразумевает использование электроэнергии и из этого вытекает необходимость собрать и подготовить следующие материалы:

  • Свинец и сурьма (Antimony) для батарейного сплава.
  • Более мощные источники пара для работы генерации энергии.
  • Красный камень для красного сплава.
  • Большие объемы стали и цинка для сборки оборудования.