GregTech 6 (1.7.10) — Электрический век

GregTech - гайд по электрическому веку

Версия: 6.05.05

Электрическая энергия — прекрасный инструмент технического прорыва. В этой статье рассмотрим механику поведения электроэнергии и обсудим основные шаги развития.

Начнем с того, что переход на новый этап развития не означает отказ от паровых технологий. Наоборот, они будут очень ценны в процессе и с некоторыми из них не захочется расставаться даже на поздних этапах игры. Электрическая эпоха имеет очень много преимуществ: более мощное оборудование, возможность аккумулирования энергии на будущие планы и расходы, новые технологии и многое другое.

Для сборки самого простого низковольтного оборудования необходима гальванизированная сталь. Для этого нужно в горшке покрыть сталь расплавленным цинком.

В терминологии GregTech электрическая энергия выражается в виде  EU единиц. Далее будет использоваться это сокращение.

Генерация EU, MU, LU

EU

Если вы привыкли к версиям, где были генераторы, работающие на определенных видах топлива, можете про них забыть (ну или частично, так как Industrial Craft никуда не делся). Для получения EU используется динамо-машина. Она принимает вращательную энергию RU и преобразует в EU. Получается, что нужно построить паровую турбину и подключить к нему этот двигатель. Характеристики:

  • Лимит скорости получения энергии вращения (RU/t)
  • Скорость генерации энергии (EU/t — напряжение)
  • Эффективность (КПД %). В скорость генерации сразу заложен КПД. Т.е. не нужно дополнительно умножать на процент.

Альтернативным способом является флюксовая динамо-машина, работающая на RF энергии. Если есть хорошие источники из других модов, то это решение может быть хорошим. Также есть  лазерный поглотитель. использующий LU, но учитывая то, что ее можно получить только из EU и RF, это плохая идея. Если только не решили хранить энергию в LU эквиваленте. Учитывая эффективность 50%, эта затея станет очень затратной.

MU

Такому оборудованию как магнитный сепаратор и поляризатор, нужна магнитная энергия MU. Ее можно получить из EU и RF с помощью электромагнита и флюкс-магнита соответственно. Принцип работы немного иной нежели у других генерирующих механизмов. Есть 2 противоположных стороны с буквами S и N. Они отображают полярность. У оборудования, которое работает на MU, есть также 2 стороны, но со знаком магнита (верх и низ). Для того, что бы этот агрегат заработал, нужно с этих сторон установить 2 электромагнита, один из которых должен прилегать стороной S, а другой N. Характеристики:

  • Оптимальное напряжение (EU/t или RF/t). Правее в скобках указан диапазон погрешности.
  • Скорость генерации (MU/t)
  • Эффективность (КПД %). В скорость генерации сразу заложен КПД. Т.е. не нужно дополнительно умножать на процент.

LU

Некоторое оборудование требует лазерную энергию LU. Для этого существуют электрический CO2 лазер и флюкс-лазер. Первый из них работает на EU, второй на RF. Принцип работы как и у других генерирующих механизмов. Подключаете к источнику энергии и со стороны выхода (круглое отверстие с красной точкой) монтируете оборудование на LU энергии. Характеристики:

  • Оптимальное напряжение (EU/t или RF/t). Правее в скобках указан диапазон погрешности.
  • Скорость генерации (LU/t)
  • Эффективность (КПД %). В скорость генерации сразу заложен КПД. Т.е. не нужно дополнительно умножать на процент.

Генераторы Industrial Craft

Не очень высокое разнообразие способов производства EU в GT неплохо компенсируется генераторами IC. Есть возобновляемые источники: солнечные, ветряные и водные генераторы. Есть на разных видах топлива: горючем, лаве, радиоактивных материалах и другие. Сразу стоит отметить, что их сборка очень дорога. К примеру обычный генератор на твердом топливе. Он выполняет функции сразу нескольких механизмов GT: нагревателя, бойлера, турбины и динамо-машины. Поэтому для сборки только одного этого генератора нужны все эти механизмы и несколько не совсем простых компонентов.

Лазеры BuildCraft

Кроме всего прочего GregTech добавляет сборочные лазеры BuildCraft, которые работают на электроэнергии (EU). Они заменяют лазеры и функционируют немного по другому. Вместо того чтобы ставить их в нескольких блоках (до 4) от лазерного оборудования, повернув в его сторону, нужно установить лазер впритык над механизмом. Подключаете сверху к электричеству и все готово. Учитывая мощность, такой вариант будет не только компактным, но и более быстрым, т.к. титановый вариант с легендарным алмазом сможет выдать 32 768+ RF/t.

Xранение EU

Перед тем как начать генерировать энергию, рекомендуется собрать будущее хранилище для нее — батарейку. Для этого понадобится батарейный сплав для сборки корпусов. Он состоит из свинца и сурьмы (Antimony) в соотношении 4:1. Этот корпус заполняют материалом, способным удерживать в себе EU. Есть несколько разновидностей с разной емкостью, но в данный момент выберем самый простой — обычный красный камень.

Сами по себе батарейки нельзя подключить к электрооборудованию. Для этого их нужно сложить в специальный аккумуляторный шкаф. Он имеет следующие характеристики:

  • Размер — определяет количество слотов для батареек. А чем больше их, тем выше мощность и тем больше можно накопить энергии.
  • Напряжение — это свойство должно соответствовать значению подключаемого оборудования. Подробнее об этом в следующем разделе этой статьи.

У ящика есть вход/выход в виде круглого контакта с одной стороны. Подсоедините его с помощью кабеля к источнику из прошлого раздела и он начнет аккумулировать EU. Сложенные внутри батарейки будут определять общий запас емкости и также общую мощность (ампераж каждого аккумулятора складывается).

Industrial Craft

GT использует ту же энергию, что и IC и поэтому может использовать хранилища:

Это решение не так дорого, как может показаться. Особенно к тому времени, когда вы дойдете до этой эпохи, имея множество механических технологий. Работают очень просто, блок сам по себе хранит энергию без каких-то отдельных аккумуляторов. Через одну сторону с круглым контактом передают энергию, через все остальные стороны — принимают.

Хранение LU

Возможно вы уже знаете, что существует всего 2 аппарата, способных работать на лазерном излучении. Напрашивается вопрос, зачнем хранить LU? Дело в том, что из нее можно получить квантовую энергию (QU), которая нужна в огромных объемах на создание материи. Об этом еще рано говорить, но тем не менее можно подробно прочитать в этой статье про «Квантовый век».

Вернемся к LU, принцип аккумуляции такой же как у электричества. Кристаллическое зарядное устройство (Crystal Charger) имеет внутренний инвентарь для энергетических кристаллов. Как и в случае аккумуляторного шкафа имеет 2 характеристики: вместительность инвентаря и мощность (LU/t) на вход и выход.

Сами кристаллы имеют градацию по вместительности, где самый малый (Т1) может хранить 3,2 миллиона LU, а самый большой аж 8 319,2.

Наличие носителей энергии подразумевает и наличие проводника для сбора и передачи лазерного излучения. Оптоволоконные провода способны пропускать LU по тому же принципу, что и предметные трубы. Нужно запомнить и осознать 3 важных момента:

  1. Одна разновидность проводника на любые мощности. Не важно, на сколько много нужно передать, это не имеет значения.
  2. Он не имеет потерь. Это важно потому, что в электропроводниках есть характеристика потерь и каждый пройденный блок рассеивает часть ценной электроэнергии. Об этом чуть позже.
  3. Оптоволокно очень дорогое удовольствие. Каждый метр забирает из ваших запасов 2 алмаза.

В теории можно было бы хранить электроэнергию, преобразуя в LU, но потери на конвертацию в 50% делает это дело бесполезным и не рациональным.

Поведение электричества

PS: Хоть принцип игровой механики и схож с поведением настоящего электричества, все же не стоит путать реальность с игровым миром.

Амперы и вольты

Теперь обсудим физические основы поведения энергии в GregTech. Существует понятие «вольтаж» или «напряжение» (EU/t). Оно определяет то, на сколько быстро энергия производится, передается и принимается устройствами. Эта характеристика очень важна, т.к. если механизм или проводник рассчитан на другие величины, то произойдет возгорание или взрыв. Важным различием между прошлой и нынешними версиями заключается в том, что теперь оборудование имеет диапазон допустимого входного напряжения, а не конкретную величину. Так что нет ничего страшного в небольших перегрузках. Учитывая большую ценность новых технологий, обязательно нужно просчитывать необходимые мощности и то, как их доставить до оборудования. Ошибки на этом этапе очень дорого обходятся в отличии от парового века.

Вторым важным показателем является «ампераж»,»мощность» или «сила тока» (я буду обозначать эту величину буквой А). В рецептах NEI можно увидеть как Power. Параметр сообщает о том, на сколько большой ток нужен технике, что бы выполнить определенную работу. Сразу уточню и подчеркну следующий момент: ампераж, характеристика не электроустановок, а технических процессов, которые протекают во время работы. Т.е. «А» — это ток, необходимый для просеивания какой то руды, печати книги или любого другого процесса. В большинстве рецептов требуется 1А и зачастую одна функционирующая установка ассоциируется с 1А.

Чтобы было проще понять, как использовать эту характеристику и на что он влияет, рассмотрим пример (рисунок ниже). Существует блок батарей в точке «А», который по кабелю передает энергию в точку «Б». В ней есть машина (1А). Далее кабель продолжается до точки «В», где разделяется и подходит к еще 2-ум разным механизмам на (1А и 1А). Предположим, что включен только станок в точке «Б». В этой ситуации энергия будет моментально перемещаться из «А» в «Б» силой в 1А. Это значит, что кабель на этом промежутки должен выдержать эту мощность (1А). Теперь включим оборудование за точкой «В». В таком случае кабель на интервале от «А» до «Б» уже должен выдержать силу тока всех установок (1+1+1 = 3А), а не только первой. Если кабель не был рассчитан на такую нагрузку, то он сгорит. На интервале от «Б» до «В» мощность двух конечных устройств (1+1 = 2А), а после развилки «С» ток будет соответствовать каждому отдельному механизму.

Пример работы проводки GregTech

Кроме того, что сила тока влияет на кабеля, она так же требует наличие этого ампеража у источника энергии. Он складывается из кол-ва батареек в блоке. Если их две, то это 2А, если 5, то 5А. Нехватка мощности не позволит стабильно работать электро-оборудованию. Продолжим разбор примера. Допустим все оборудование включено и готово к работе. Кладем одну батарейку в шкаф и увидим, что механизм в точке «А» заработал. Сейчас энергия протикает из точки «А» в «Б» (1А). Добавим

Передача EU

Без кабеля конечно не обойтись, но что бы им пользоваться, нужны определенные знания. Существует огромный выбор из разных материалов, которые отличаются по следующим характеристикам:

  • Вольтаж (EU/t) — указывает максимальное напряжение. Чем более «дорогие» материалы использованы, тем выше показатель. Выбирайте на основе входного напряжения оборудования и выходного напряжения у аккумуляторных шкафов и источников энергии. Лучше всего создавать отдельные площадки под разное напряжения и не мешать их между собой. для сообщения между собой трансформаторы, о которых поговорим позже. Если вольтаж сети превышает возмодности кабеля, то он сгорает.
  • Ампераж (А) — отображает максимальную силу тока. Как уже разобрались ранее в примере, чем больше оборудования, тем выше ток. Можно конечно каждый раз высчитывать точные значения, но проше сделать с запасом и не боятся того, что при следующем подключении проводка сгорит. Этот показатель определяется в первую очередь сечением провода. Они имеют 6 градаций диаметра от самых тонких, до толщины в целый блок. Во вторую очередь уже ростет показатель в зависимости от материала, но не так значительно.
  • Потери (EU/m) — также очень важный параметр. Он показывает, на сколько много теряется энергии при прохождении одного блока. Пример, если между динамо-машиной (24 EU/t — OUT) и аккумуляторным шкафом (32 EU/t IN (16-64) ) 8 метров оловянного неизолированного кабеля (2 EU/m), то получится, что пока ток проходит к хранилищу от источника, теряется 16EU (8m * 2 EU/m). Это означает 2 вещи:
    • 16 EU каждый тик пропадает в никуда из общих 24 EU. КПД передачи 33%, очень низкое.
    • Выходной вольтаж генератора 24 EU/t, но из за этого явления он проседает до 8 EU/t. Учитывая то, что у хранилища из этого примера минимальный порог входного напряжения 16 EU/t, электроэнергия вообще не будет накапливаться.

Самые очевидные действия по уменьшению потерь, использование как можно меньше проводов. Подумайте над расположением техники, перед тем как все расставить. Также используйте кабель с изоляцией. Это автоматически снизит потери на 1 EU/m. Мельком можно вспомнить оптоволокно для LU, которое не имеет потерь. Но напоминаю, нужно потратить 50% на конвертацию EU в LU, и потом еще 50% на обратное преобразование. Кроме того обращаю внимание на то, что более дорогие материалы проводника не означают меньшие потери. Например, сталь без изоляции с расчетом на 2048 EU/t имеет потери 3 EU/m. К сожалению, 1 EU/m — это лучший возможный показатель.

Техника безопасности

  • Оборудование под открытым небом во время дождя загорается.
  • Кабель без изоляции наносит большой урон игроку во время прикосновений.
  • Превышение показателей ампеража и вольтажа у проводки вызывает возгорание.
  • Техника взрывается при подключении к высокому напряжению, если не рассчитана на него.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Используйте автоматически выключатели для экономии энергии. Если работы для установки нету, то она не будет потреблять электричество. Подробнее об этом в данной статье.

Трансформаторы и напряжение

Электротехническое оборудование как и другие механизмы могут быть собраны из разных материалов. Они влияют на мощность оборудования и энергопотребление. Чем лучше материалы, тем выше вольтаж (EU/t) и тем быстрее работает техника. Проблема заключается в том, что оборудование с высоким напряжением не будет работать от низкого, а низковольтная техника вообще взорвется от перенапряжения. По этой причине нужно разделять производство на разные цеха с разным вольтажом. Возникает другая проблема. Крайне сложно делать независимые электросети со своими источниками энергии и хранилищами, хотя и безопасно. Здесь на помощь приходят трансформаторы.

Они способны преобразовать напряжение на ступень ниже или выше. Одна из сторон имеет большой контакт, остальные пять — маленький. Что бы не путаться в том, какой стороной нужно подключать для повышения или понижения вольтажа, запомните одно правило: большой контакт должен быть со стороны высокого напряжения, а маленькие со стороны низкого. То есть если есть источник и нужно понизить EU/t, то устанавливаем большим контактом со стороны источника. По умолчанию трансформаторы работают на понижение. Для обратного действия нужно использовать разводной ключ. Визуально ничего не изменяется, но это не должно ввести вас в заблуждение. У этих аппаратов также есть диапазон входного/выходного напряжения. Лучше поэкспериментировать в креативном режиме, что бы получше разобраться в механике геймплея. А пока-что разберем один пример по картинке ниже.

Слева расположен большой аккумуляторный шкаф  на 128 EU/t. У выхода разветвление к трем разным механизмам с 3-мя ступенями напряжения — 32, 128 и 512. С средним агрегатом на 128 EU/t все просто, напряжение источника практически равно напряжению механизма (чуть меньше из-за потерь в проводнике — EU/m). Снизу от пересечения стоит трансформатор (LV-MV)(32-128) с большим контактом со стороны 128 EU/t. На остальных контактах получается 32 EU/t. Это напряжение (чуть ниже из-за тех же потерь) подходит к низковольтному оборудованию снизу. Сверху же стоит второй трансформатор (MV-HV)(128-512). Для повышения напряжения нужно установить  большим контактом в ту сторону, где будет высокое напряжение. В данном случае наверх. После этого используем разводной ключ на траснформаторе для переключения в режим «повышения». В итоге верхняя ветка будет иметь 512 EU/t.

Теперь рассмотрим небольшой нюанс, который не совсем очевиден. Всего подключено 3 установки и кажется, что вроде как 3А от трех аккумуляторов должно хватить, но это не так. Дело в том, что одна батарейка из примера выдает 128 EU/t и она вполне может обеспечить работу среднего механизма. Вторая батарейка тоже сможет обеспечить нижнюю установку, т.к. она вообще потребляет всего лишь 32 EU/t. Т.е. 2-ух штук хватило бы на работу второго и третьего агрегата. Проблема возникает при подключении более высоковольного оборудования. Т.к. скорость потребления верхнего 512 EU/t, батарейка на 128 физически не успевает передать нужную электроэнергию. Поэтому для обеспечения одной верхней установки нужно аж 4 аккумулятора (512 = 128 * 4). В итоге для бесперебойной работы необходимо использовать 6 аккумуляторов в шкафу. Опять же не забывайте про потери в проводниках!

Дальняя транспортировка

Чуть углубимся в механику потерь в проводниках. Когда мы говорим, что скорость передачи энергии, допустим, 128 EU/t, подразумевается, что каждый тик отсылается «порция» энергии в количестве 128 EU. Что же такое потери? Возьмем кабель с потерями 2 EU/m. Это означает, что каждый метр (блок) у одной «порции» энергии пропадает 2 EU. Соединим эти 2 момента воедино: если хотим с напряжением 128 EU/t передать энергию на 16 блоков по проводам с 2 EU/m, то в результате в конце линии будет напряжение 96 EU/t (128 — 2*16), а КПД составит 75%. Показатель не так плох, как мог бы быть. Дело в том, что общий эффект от потерь очень зависит от вольтажа. Попробуем передать в той же ситуации с 32 EU/t, и поймем, что ток вообще не дойдет до конца, а КПД будет ~0%. Если же взять 512 EU/t, то ситуация улучшится —  93.75% (  (100%*480)/512 ).

С большой уверенностью могу сказать, что рано или поздно возникает вопрос — как же без больших затрат передать энергию на большое расстояние в соседний сектор, район или к своему соседу. Существует электрически кабель дальней дистанции, (Long Distance Electric Wire) обладающий потерями в 0,125 EU/m. Самые простые на 4 096 EU/t можно сделать из меди или свинца, в то время как самые дорогие из платины или графена способны передавать ток напряжением в 1 048 576 EU/t. Эти виды проводников сделаны специально для огромных дистанций. Как заверяет разработчик мода, можно без особых потерь передавать энергию на десятки тысяч блоков. Для сравнения, большинство серверов ограничивают размер мира до 5 тысяч. Кроме высокого напряжения, низких потерь эти проводники еще и не ограничены по силе тока (А). В принципе это логично, т.к. очень расточительно вести параллельную линию. Последняя важная … очень важная особенность — не нужно подгружать чанки на всем пути прокладки. Этот момент раскроем подробнее чуть позже.

Как же это работает? Устанавливаете 2 специализированных трансформаторов для дальних дистанций (Long Distance Transformer) в точке приема и передачи. У них есть один большой контакт, которые нужно соединить кабелем. Должны быть подгружены чанки с этими трансформаторами. Именно они обрабатывают транспортировку энергии. Есть еще один важный момент. Эти проводники созданы не по подобию обычных кабелей и являются блоками. Их ненужно поворачивать или соединять с помощью кусачек. Также нельзя создать разветвление, т.е. соединить больше двух трансформаторов между собой. Если нужно сделать ответвление, то создайте небольшую подстанцию, которая будет снижать напряжение до обычных величин и с помощью простых проводов сделайте соединение трех и более линий.

Небольшое заключение. Для малых дистанций нужно стараться использовать провода с меньшими потерями (EU/m). На средней дистанции в пару десятков или сотню блоков можно обойтись повышением напряжением. Преобразуем в 512 или 2048 EU/t и уже перестаем так сильно беспокоится о дистанции. Чем выше напряжение, тем лучше. Для огромных дистанций используем провода и трансформаторы дальнего действия. Они эффективны только на расстоянии больше 64 блоков, т.к. часть потерь приходится на сами трансформаторы.

Подготовка к следующему этапу

В электрической эпохе есть много дел и работы. Освоение механизмов, наращивание оборотов промышленности, пополнение запасов электроэнергии. На все это уйдет очень много времени и это будет очень интересно. Следующий век посвящен квантовой энергии. Я бы посоветовал наслаждаться игрой и не рваться к следующей эпохи, т.к. она «коротка» и является лакомой вишенкой всего технологического прогресса. Цель квантовой энергии в следующем: генерация материи и использование её для воспроизведения материалов. Если считаете, что уже освоили все что хотели, то для этой технологии вам понадобятся разнообразное редкоземельное сырье. Также огромные мощности и запасы EU или RF.